20 лет участия СПбГУ в международной образовательной программе «Балтийский Университет»

В.В. Ионов, Санкт-Петербургский государственный университет


Программа «Балтийский университет» (The Baltic University Programme) теперь это сеть более чем 200 университетов из 14 стран Региона Балтийского моря. Площадь региона совпадает с поверхностью водосборного бассейна Балтийского моря, то есть пространства, с которого вода всех рек территории попадает в Балтику. Поэтому, помимо прибрежных стран: Финляндии, Швеции. Дании, Германии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, России, в Программе участвуют Беларусь, Украина, Словакия, Чехия и Норвегия. Международный «Балтийский университет» это совместный образовательный проект, направленный на разработку, создание и реализацию учебных курсов университетского уровня по темам, затрагивающим общие для стран Балтийского региона Европы проблемы. Процесс обучения был изначально построен на использовании спутникового телевидения, одномоментно объединяющего несколько тысяч слушателей из десятков участвующих университетов всех стран этой части Европы.

Целью возникшего в 1991 году университетского сообщества стало развитие принципиально новой региональной кооперации сосредоточенной на вопросах образования в сфере сохранения качества окружающей среды и устойчивого развития Балтийского региона. Обретение глобального экологического мышления, усвоение новых знаний как можно большим числом студентов стран Балтийского региона «одновременно», на одинаково высоком уровне и в кратчайшие сроки – основное предназначение Программы «Балтийский университет». Понятно, что традиционные пути и способы обучения здесь были не приемлемы. .

Амбициозность поставленной цели требовала не только увлечённости, упорства и энтузиазма создателей и потенциальных участников сообщества, но и инновационных средств для её достижения. Теперь, по прошествии двух десятилетий полных драматических политических изменений на европейском континенте и в Балтийском регионе в частности, можно с уверенностью сказать, что исторический момент «открытости» не был упущен. Общность цели, насущность региональных природных и социальных проблем, не оставляли у исполнителей сомнений в необходимости и возможности овладения новыми и новейшими технологиями для решения поставленных задач.

Санкт-Петербургский государственный университет стоял у истоков создания Программы. На первом совещании по её планированию, состоявшемся в феврале 1991 года в г. Кальмар, Швеция, среди 33 участников, представлявших университеты прибрежных стран Балтики, было два представителя ЛГУ, в том числе и автор этой статьи. Инициатором регионального образовательного новшества был Упсальский университет в лице д-ра Ларша Рюдена (ныне профессор, Почётный директор), с поддержкой университетов Финляндии и Дании. Л. Рюден, вдохновитель, организатор, создатель и на протяжении 17-ти лет бессменный лидер проекта, стал первым Директором того, что после первого совещания получило название Программа «Балтийский университет».

Санкт-Петербургский Государственный Университет был в числе первых 30 университетов региона, стартовавших в Программе уже осенью 1991 года. Все тогда было грандиозно и необычно. Английский язык, как единый способ общения в неанглоязычном регионе; транслировавшиеся через шведский спутник лекции и телемосты с участием студентов, в том числе, и из Петровского зала Главного здания нашего университета; появление у нас электронной почты, как способа международного делового общения; видеоматериал для телевизионных лекций отснятый самостоятельно, практически за счёт энтузиазма сотрудников нашего университета, с вертолета над Финским заливом и над строящемся тогда ещё Комплексом защитных сооружений нашего города от наводнений (дамбой); и многое другое. К тому же, всё происходило на фоне крутых перемен в стране. По существу, это был первый международный образовательный проект такого масштаба в Санкт-Петербурге. К нам, в СПбГУ на курсы «Балтийского университета» записывались студенты из 30 вузов города.

Эффективность природоохранных мероприятий возрастает во много раз, если они осуществляются не локально и эпизодически, а подготавливаются и проводятся с учётом закономерностей функционирования больших экологических систем – геосистем. Так, нельзя уменьшить загрязнение пляжей Финского залива иначе, как сокращая сельскохозяйственное, промышленное и коммунально-бытовое загрязнение вод Ладоги, Невы и побережья самого залива. С этой точки зрения наименьшей структурной геосистемной единицей естественно считать водосборный бассейн. Примером крупного водосборного бассейна, испытывающего возрастающее в последние десятилетия антропогенное воздействие, является бассейн Балтийского моря. Именно поэтому важнейшая геоэкологическая проблема – «Балтийское море и его окружающая среда» (The Baltic Sea Environment) стала темой первого учебного курса международной Программы «Балтийский университет». Цель этого курса – дать обучающимся сведения об основных фактах и представление о причинах ухудшения качества окружающей среды в Балтийском регионе. В десяти телевизионных уроках этого курса принимали участие исследователи из всех сотрудничавших в Программе университетов, изучающие состояние Балтики и окружающей его среды и представляющие различные научные дисциплины.

Программа "Балтийский университет" координируется Секретариатом Программы в Упсальском университете, Швеция. Национальные центры "Балтийского университета" в каждой стране работают как местные секретариаты для координации деятельности Программы, получения и распространения информации о ней.

После нескольких лет успешной работы Программы назрела необходимость сформировать специальное подразделение в университете, и 18 мая 1994 года Ректором был подписан Приказ об образовании Отделения международных Балтийских и Арктических проектов СПбГУ на базе кафедры океанологии факультета географии и геоэкологии. Отделение стало первым Российским Центром Программы «Балтийский Университет».

В соответствии с приказом Ректора от 25 апреля 2008 отделение переименовано в Отделение Балтийских и Арктических проектов и включено в состав факультета географии и геоэкологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет». Среди других задач, Отделению была предписана «организация и координация процессов обучения студентов различных факультетов СПбГУ и слушателей других вузов Северо-Запада России в рамках региональных и международных междисциплинарных программ».

Сегодня Отделение, выполняя функцию Северо-Западного российского центра, координирует деятельность в рамках Программы «Балтийский университет» десяти ведущих ВУЗов на Северо-Западе России, в Санкт-Петербурге, Пскове, Новгороде, и Петрозаводске.

Главные составляющие Программы:

  • университетские курсы по выбору бакалаврского и магистерского уровней на английском языке, содержащие новейшую научную информацию и созданные с использованием современных высоких технологий, имеющие как региональное значение – для всего Балтийского региона, так и местное – по отдельным странам и регионам;
  • научное и профессиональное сотрудничество студентов и преподавателей по вопросам устойчивого развития, охраны окружающей среды, использования ГИС- технологий и др.
  • использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения (видео-лекции, аудио- и видео- конференции, совместная научно-исследовательская работа студентов с помощью сети Интернет).

Важное место в программе «Балтийский Университет» занимают конференции студентов из разных стран региона. Молодые люди имеют возможность собраться вместе, обменяться информацией и обсудить вопросы относящиеся к общим для всех учебным курсам Программы. Обычно это происходит в период с апреля по сентябрь; студенческая конференция в Борках или Рогове (Польша), морская станция Хель близ Гданьска, учебное судно «Погория» или «Шопен» (плавания по Балтике под парусами). По возвращении с международных встреч наши студенты оставляют сообщения о своих впечатлениях и оставляют их на сайте Отделения.

Учебные пособия предоставляемые преподавателям студентам на английском и русском языках, включают в себя книги и учебные буклеты, видеолекции, фильмы и презентации, являющиеся базовым материалом, который может быть дополнен в соответствии с особенностями любого ВУЗа. Из пакета материалов учебных курсов предоставляемых Секретариатом Программы «Балтийский университет» в 2011/2012 учебном году студентам СПбГУ предлагаются в качестве курсов по выбору два курса бакалаврского уровня «Наука об окружающей среде» (Environmental Science) и «Регион Балтийского моря – Культура, Политика, Общество» (Baltic Sea Region – Cultures, Politics, Societies), и два курса магистерского уровня «Устойчивое управление водными ресурсами» (Sustainable Water Management) и «Устойчивое развитие поселений» (Sustainable Community Development).

В 2012/2013 учебном году будет дан старт новому курсу Программы – «Здоровье экосистем и устойчивое сельское хозяйство» (Ecosystem Health and Sustainable Agriculture).

В январе 2012 года в г. Карлскруна, Швеция, в Технологическом институте Блекинге, по инициативе Программы «Балтийский университет» состоялось Совещание по обсуждению возможностей организации нового курса магистерского уровня – «Морское пространственное планирование» (Maritime Spatial Planning). Представители СПбГУ приняли в нем участие, сознавая, что эта тема является одной из приоритетных в разворачивающемся новом проекте СПбГУ, посвященном международному «Году Финского залива – 2014».



Экологическое обучение

Образовательная составляющая Санкт-Петербургской инициативы заключается в развитии уже имеющегося опыта международной программы «Балтийский университет»

Далее

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность
Сетевая обсерватория
Экологическое обучение