Раздел «Экологическая безопасность» ведется при непосредственном участии Санкт-Петербургского НИЦЭБ РАН, директор Донченко Владислав Константинович - заслуженный деятель науки, д.э.н., профессор.

Санкт-Петербургская инициатива создания международной системы экологической безопасности стран региона Балтийского моря

 

1

Балтийское море находится в северной части Европейского континента. Оно солоноватое и бесприливное, относительно мелководное. Состояние Балтийского моря зависит, не столько от водообмена с Атлантикой, сколько от поступления вод и переносимых ими примесей с водосборных бассейнов рек.

Балтийское море из-за холодного климата и из-за ограниченного водообмена с Атлантическим океаном имеет повышенную чувствительность к различным антропогенным загрязнениям.

Уникальность Балтийского региона заключается также и в том, что он представляет собой прекрасный пример экогеографического целого.

В настоящее время территория водосбора Балтийского моря представляет собой единый экогеографический регион, в котором проживает свыше 80 млн. человек.

Экорегион Балтийского моря имеет огромный рекреационный потенциал. Для его поддержания и развития необходима выработка стратегий устойчивого экологически безопасного развития природных, антропогенных и социально-экономических систем.

Любые масштабные действия каждой страны расположенной в данном регионе предполагают согласования с другими странами региона.


2

Экологический контекст в международных отношениях стран-соседей Балтийского региона обусловил подготовку и принятие в 1974 году в Хельсинки международной Конвенции «По защите морской среды района Балтийского моря».

Хельсинская Конвенция была одним из первых документов международного экологического права, призванного обеспечить формирование новой институциональной системы, которую можно классифицировать, как экологическая институциональная система.

Она характеризуется своими принципами, нормами, процедурами, ограничениями, санкциями, предпочтениями и сетевыми связями. В качестве института в данной системе выступает Хельсинская Комиссия, на которую Конференцией Сторон возложены функции координатора новых международных экологических отношений. Это оказало стимулирующее воздействие на формирование новой институциональной среды, развитие которой предполагало формирование нового формата международной экологической политики и методов регулирования международных экологических отношений.

В основу новой экологической политики стран региона Балтийского моря была положена цель защиты морской среды от различных видов антропогенного загрязнения. Эта цель стала ясной и понятной для всех стран региона, независимо от их политической ориентации. Она стала идеологической основой международной региональной институциональной системы.

Главными индикаторами оценки эффективности данной системы были показатели уровней загрязнения акватории Балтийского моря, выявление основных источников загрязнения, и оценка тенденций загрязнения морской среды при различных сценариях социально-экономического развития стран региона.

За сорок лет международной деятельности по реализации Хельсинской Конвенции были достигнуты значительные успехи в регулировании международных экологических отношений. Одним из результатов этой деятельности можно считать формирование принципов экологической безопасности морской среды.

Практическая реализация данных принципов обусловила особую актуальность создания международной системы экологической безопасности (МСЭБ) стран региона Балтийского моря.


3

Впервые инициатива формирования МСЭБ на уровне руководителей государства была сформулирована В.В. Путиным в обращении к четвертому Невскому международному экологическому конгрессу.

Он пожелал участникам конгресса «предметного, заинтересованного обсуждения важнейших вопросов, связанных с охраной окружающей среды, формированием международной системы экологической безопасности, совершенствованием законодательства в области использования природных ресурсов. От эффективного решения этих проблем во многом зависит устойчивое социально-экономическое развитие государств, укрепление глобальной экологической безопасности, сохранение бесценной флоры и фауны нашей планеты, а главное, - жизнь и здоровье людей».

Институциональные процессы экологической интеграции стран региона Балтийского моря в настоящее время дают положительные основания для успешной реализации Санкт-Петербургской инициативы создания МСЭБ стран региона Балтийского моря.


4

Создание МСЭБ направлено на закрепление уже достигнутых результатов экологической интеграции в Балтийском регионе и дальнейшее развитие международных экологических отношений.



5

Совместное решение международных экологических проблем инициирует развитие институциональных процессов, направленных на гармонизацию экологического законодательства стран региона Балтийского моря.


6

Страны, действуя в соответствии со своим национальным законодательством, должны обеспечивать государственное регулирование деятельности организаций различных форм собственности, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, производственные объекты, продукция, товары и услуги которых представляют или могут представлять угрозу экологической безопасности.

На национальном уровне система экологической безопасности представляет собой, обусловленный доктриной безопасности государства, его экологической политикой и соответствующей законодательной и нормативной базой в экологической сфере, сложный комплекс следующих основных функциональных систем:

  • научного мониторинга состояния окружающей среды;
  • оперативной диагностики, с использованием телеметрических систем экологического мониторинга (в реальном времени), предвестников опасных природных и антропогенных процессов, представляющих угрозу экологической безопасности странам региона Балтийского моря;
  • стратегической экологической оценкой планов и программ территориального социально-экономического развития;
  • экологической экспертизы намечаемых проектов хозяйственной и иной деятельности;
  • международных экологических стандартов ИСО для практической помощи в создании систем экологического менеджмента организациям, хозяйственная и иная деятельность которых представляет или может представлять угрозу экологической безопасности для окружающей среды и здоровья населения;
  • экологического аудита действующих объектов хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательного или добровольного экологического страхования экологически опасных объектов и видов хозяйственной и иной деятельности;
  • экологической сертификации производимой продукции и услуг;
  • экологической маркировки товаров;
  • обращения с отходами;
  • информирования общественности и поддержки общественных инициатив в области обеспечения экологической безопасности;
  • других систем.

7

При разработке пилотного проекта МСЭБ стран региона Балтийского моря необходимо руководствоваться принципами:

  • взаимной экологической ответственности и взаимопомощи государств-участников МСЭБ;
  • непричинения экологического ущерба за пределами национальной юрисдикции государств;
  • ответственности органов государственной власти различных уровней за обеспечение гарантий международной экологической безопасности;
  • оценки воздействия на окружающую среду планируемых видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть источником угроз экологической безопасности по фактору трансграничного загрязнения окружающей среды;
  • прогнозирования угроз международной экологической безопасности;
  • разработки превентивных мероприятий, обеспечивающих гарантии экологической безопасности;
  • страхования экологических рисков организаций, независимо от форм собственности, деятельность которых может привести к трансграничному загрязнению окружающей среды;
  • запрета деятельности, создающей прямую угрозу международной экологической безопасности;
  • независимости экологического аудита хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности возмещения экологического ущерба;
  • доступности и достоверности информации в области международной экологической безопасности;
  • гласности и участия общественности в вопросах обеспечения международной экологической безопасности.


8

Для опасных видов и объектов хозяйственной и иной деятельности необходимо использовать имеющийся международный опыт и совершенствовать практику экологического страхования, путем создания международного Балтийского перестраховочного фонда экологической безопасности.



9

В современных условиях, когда отмечается рост масштабных природных и техногенных катастроф, в странах региона Балтийского моря предусмотрено создание сети обсерваторий экологической безопасности, входящих в МСЭБ. (Приложение 1).

Главной отличительной особенностью обсерваторий экологической безопасности является создание и практическое использование специальных телеметрических систем мониторинга состояния экологической безопасности, обеспечивающих раннюю диагностику и оперативное оповещение о возникновении угроз экологической безопасности по фактору внезапного опасного загрязнения окружающей среды.


10

Для разработки пилотного проекта по созданию МСЭБ стран региона Балтийского моря рекомендуется использовать следующие приоритетные направления:

  • создание Балтийской экологической сети (БЭС), интегрированную в европейскую экологическую сеть;
  • разработку и реализацию специальных программ сохранения биологического разнообразия, включая редкие и исчезающие биологические виды, типичные и уникальные ландшафты и экологические системы;
  • совершенствование системы ведения кадастров территорий, зон и объектов экологического риска;
  • обеспечение функционирования национальных систем экологического мониторинга в международных сетях, ориентированных на раннюю диагностику и оперативное оповещение о трансграничных угрозах экологической безопасности;
  • распространение опыта экономического стимулирования создания и практического применения методов ресурсосбережения, разработки и внедрения наилучших доступных технологий, а также наилучших экологических практик;
  • поддержка государственно-частных инициатив в разработке целевых программ и планов действий по обеспечению экологической безопасности в промышленности, энергетике, транспорте, в сельском хозяйстве и в коммунальном хозяйстве;
  • совершенствование методов и механизмов осуществления экологической экспертизы, экологического аудита, экологического страхования, экологической стандартизации, экологической сертификации, экологической маркировки и экологического маркетинга;
  • создание сопоставимых методов оценки экологического ущерба в результате трансграничных загрязнений окружающей среды;
  • международная координация и государственная поддержка в создании и развитии сети обсерваторий экологической безопасности стран региона Балтийского моря;
  • разработка и осуществление программ непрерывного образования в области экологической безопасности и устойчивого развития (Приложение 2).

11

В процессе создания МСЭБ стран региона Балтийского моря рекомендуется решить следующие задачи:

  • обосновать организационную структуру и функции национальных комплексов МСЭБ стран региона Балтийского моря;
  • выбрать IT-технологии для проведения сетевых исследований с использованием дистанционных методов и интерактивного обмена оперативной экологической информацией между участниками МСЭБ;
  • обеспечить обмен опытом по унификации и транснациональной совместимости требований в области экологической безопасности;
  • разработать интерактивную систему подготовки приятия согласованных решений, направленных на укрепление МСЭБ стран региона Балтийского моря.
  • Реализация МСЭБ позволит обеспечивать гарантии защищенности человека и окружающей среды от природных и техногенных угроз экологической безопасности, что отвечает актуальным запросам развития гражданского общества.


Экологическая безопасность

Экологическая безопасность
Сетевая обсерватория
Экологическое обучение